Третий день международной выставки ВэйстТэк с успехом прошел на площадке Комбината экологического обслуживания

Третий день международной выставки по обращению с отходами ВэйстТэк, посвященный вопросам утилизации и переработки автомобильных шин, прошел на базе действующего экотехнопарка Комбината экологического обслуживания. В мероприятии приняли участие представители Минпромторга России, Минприроды России, компании «Русатом Гринвэй», ТПП РФ, крупнейшие производители шин, более 70 руководителей компаний по производству оборудования для утилизации шин, переработке и вторичному использованию продукции переработки покрышек.

Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, открывая мероприятие, рассказал о мерах поддержки бизнеса. В частности, Фонд развития промышленности предоставляет займы для реализации проектов в промышленности под 1-3%. Торгово-промышленные палаты есть почти в каждом крупном городе и бизнес может рассчитывать на их поддержку.

Владимир Аленцин, генеральный директор Комбината экологического обслуживания, заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, рассказал об итогах работы ТПП России в составе рабочей группы по подготовке концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки под председательством заместителя председателя

Правительства России Виктории Абрамченко.

Один из главных итогов деятельности рабочей группы, по словам Владимира Аленцина, – зафиксирована позиция, что институт самостоятельного исполнения РОПа должен остаться (ранее рассматривался вариант упразднить его, оставив лишь возможность уплаты производителями и импортерами экологического сбора в бюджет). «Есть проблемы вовлечения производителей и импортеров в эту систему, есть проблемы администрирования, но институт РОП заработал, он реально изменил картину обращения с отходами в России и реально вовлек в отрасль финансовые средства. Мы четко отстаивали позицию, что РОП – это позитивная инновация, и именно самостоятельное исполнение РОП – это тот инструмент, который позволит избавить Россию от отходов», – подчеркнул Аленцин.

Кроме того, удалось отстоять позицию, что деньги, которые собираются от тех или иных групп отходов, должны направляться на утилизацию соответствующих групп отходов (в предыдущих вариантах концепции звучало предложение направлять средства, собранные как экосбор за различные группы товаров, на развитие сбора и переработки ТКО). Это позволит сохранить «шинные» деньги внутри отрасли и обеспечить ее развитие.

Начальник отдела экономики природопользования Минприроды России Ольга Фильченкова рассказала, что ставки утилизации на 2021 год Минпроды повышать не планирует. «Однако после того, как будет выработана финальная концепция реформирования РОПа, конечно, будет поднят вопрос, чтобы экосбор усилил свою стимулирующую роль и в будущем имел, так скажем, заградительное значение, чтобы всем было выгодно исполнять расширенную ответственность в натуральной форме, а не путем уплаты экологического сбора», – подчеркнула Ольга Фильченкова.

Также планируется последовательное увеличение нормативов утилизации. «Минприроды России подготовило изменения в распоряжение Правительства и запланировало нормативы утилизации на период 2021-2023 годы. Сценарий планируется не шоковый, планируется плавное, поэтапное увеличение нормативов утилизации с шагом 5% для трех групп изделий из резины: шины, трубы, шланги и прочие резиновые изделия», – разъяснила Ольга Александровна.

Денис Латфуллин, заместитель директора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России, говорил и о других мерах стимулирования вовлечения вторички в оборот, в частности, о нормировании содержания вторичных ресурсов в отдельных видах продукции, обязательной поддержке реализации продукции с повышенным содержанием вторичных ресурсов вплоть до «зелёных» закупок.

Обсуждались в рамках выездной сессии и различные технологии переработки шин. Здоровица Сергей Иванович, генеральный директор ООО «Экоголдстандарт» (Новосибирск), производитель самого распространенного на рынке оборудования для переработки шин, рассказал, что компания разработала систему доочистки металла, установку для утилизации КГШ и систему весового контроля на входе, позволяющего снизить влияние человеческого фактора. Рассказал про рекорды производства: на линии EcoGold 550 Classic – 160 тонн в месяц, на 700 линии – 240 тонн.

Макаров Михаил, директор ООО «Бонус», рассказал про концепцию мини-завода по производству вторичного каучука. Машина Р-100, которая стоит в основе технологической цепочки, может производить регенерат из крошки различных фракций от 0,5-2 до 5-7 мм, без использования мягчителей и модификаторов. По мнению Макарова, производство вторичного каучука очень перспективно с учетом того, что крошку для резиновых покрытий делает уже достаточно большое количество компаний. Из вторичного каучука делают массу всего, включая лежачих полицейских, в шинах для сельхозтехники используется до 50% регенерата.

Вячеслав Филиппенков, руководитель направления ООО «НПП Динамика» подробно объяснил, какие ошибки оператора пиролизной установки к каким последствиям приводят. По мнению Филиппенкова, отходы резиновых покрытий тоже могут являться сырьем для пиролиза. Также эксперт высказал предложение о введении на государственном уровне требований к производителям по возможности дальнейшего рециклинга товаров. Иногда, по словам Филиппенкова, малейшее изменение химического состава, например, пластиковой бутылки приводит к невозможности ее утилизации или необходимости масштабного переоборудования линий по переработке.

Ирина Голицына, ГК «Территория покрытий», член Союза региональных производителей резиновых покрытий, рассказала, какие именно резиновые площадки подпадут под действие нового техрегламента ТР ЕАЭС 042/2017 (например, он не распространяется на спортивные площадки, даже не на все зоны детских площадок – только зоны приземления и если оборудование выше 60 см). Эксперт проконсультировала, как определить зону приземления, критическую высоту падения и главный показатель – HIС (критерий повреждения головы). По словам Ирины, уже сейчас проектировщики во имя экономии стремятся заменять покрытия на песочные и ведут целую пиар-кампанию против резиновых покрытий. «Однако ударопоглощающее покрытие должно сохранять свои свойства вне зависимости от климатических условий. Песок же во время дождя, снега, буквально превращается в камень, теряет свои ударопоглощающие свойства, на это нужно обращать внимание заказчиков», – аргументирует Ирина Голицына.

Татьяна Алексеева, представитель МТВ Group и CEYES, не только рассказала про модульные заводы, но и представила новый материал для эксплуатируемой кровли из переработанной резины (ранее дренажная мембрана выполнялась только из пластика). У мембраны из переработанной резины в 4 раза короче углеродный след, срок службы 60 лет, а потом ее снова можно переработать. Татьяна обратила внимание, что наконец в июне этого года утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58875-2020 «Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений. Технические и экологические требования». А значит, наконец зеленые кровли могут занять свое достойное место в архитектуре городов и появилась еще одна ниша для использования переработанной резины.

Олег Потапов, коммерческий директор ООО «Новые технологии строительства», рассказал о применении модификатора из резиновой крошки при строительстве дорог. Применение активного резинового порошка повышает морозостойкость дорог, устойчивость к трещинообразованию, усталостным явлениям, в целом долговечность автомобильных дорог возрастает на 25-30%, а устойчивость к колееобразованию повышается до 4 раз. Юрий Васильев, профессор МАДИ, подтвердил эффективность модификаторов на основе резиновой крошки в снижении колееобразования, а также обратил внимание, что ни одно техническое решение, кроме применения резиновой крошки, не решает проблему снижения шумности. По данным контрольных замеров за 2019 год в Москве 36% проб битума не соответствовали требованиям нормативных документов. Использование резиновой крошки при производстве асфальтобетонных смесей, по мнению Васильева, в значительной степени компенсирует недостатки битумного вяжущего.